Понеділок
24-11-25
13:10

Все для туристов [313]
Информация о г. Яремча
Все для туристів [308]
Інформація про м. Яремча
All for the tourists of [318]
Information is about the city of Yaremcha
Отдых в Буковеле - Отели [27]



Котедж
"Карпатська тиша"

Відпочинок у Яремче

0977739122 - Любов
0665020962



Вечер в Карпатах

Головна » 2010 » Січень » 23 » Гуцульска коляда
19:34
Гуцульска коляда

Гуцульска коляда

Рождество около церкви

Село Криворивня раскинулось между отрогов Буковецкого позвоночника, вроде бы в громадной чаше. Большинство домов умостились «на уровне» - невзирая на дорогу, вдоль речной оси. Остальные - выцарапались наверх. Пространство между ними делят «накриво» улицы, изгороди, парканци.

Местная церковця, где обычно начинается знаменитая криворивнянска коляда, возвышается сверх путем. Наверх ведут крутые ступени. Небольшой двор вокруг приземистой, накрытой гонтой сооружения вдребезги заполнен людьми. Хозяева - простоволоси, в тулупах, из-под которых видно вышиты воротники рубашек. Хозяйки и девушки - в белых, красных, зеленых, вишневых с большими яркими рисунками и тороками платках. Эта группа напоминает экзотичный цветник. Большие дети бегают между взрослыми (хо-о-о-лодно!), более малые - прислоняются к родителям. Заканчивается праздничная Служба Божья. Все ожидают колядовщиков.

  Дзень-дзелень-дзінь-дзень. Друг за другом из церкви выходят мужчины и выстраиваются в ряд. Одеты все приблизительно одинаково. У колядовщиков по вышитым рубашкам - ярко вигаптувани безрукавки, сверху - много украшенные на груди, украшенные кутасами темно-бордовые сердаки, штаны заправлены в высокие сапоги. Кое-кто держит в руках гуцульски топорики-бартки, еще кто-то несет на плечах трембиту или охотничий рог, несколько мужчин - со скрипками. К запястью десниц привязаны колокольчики. Впереди каждой колядницкой ватаги - ее руководитель. Вожаки запевают, песню подхватывают другие члены группы - так начинается торжественный ход вокруг церкви.

Сначала кажется, что господствует сплошной звуковой хаос. Однако впоследствии выделяется общий мотив. Колядовщики образуют вокруг храма кольцо - одна группа изменяется другим, и так далее. Зрел раз за разом приближается, раздается впритык, отдаляется, начинает стихать и опять набирает силы. Звуки скатываются в долину, отражаются от поверхности воды, скользят склонами и возвращаются эхом, усиливая многоголосие, которое выводит «Гой-дай-бо-же-е...».

В конечном итоге колядовщики, отмеряет нужное количество кругов или шагов (это потом мы узнаем, что вокруг церкви обходят семь раз), останавливаются и возвращаются к дверям храма. Гомон во дворе стихает. Из церкви выходит священник. Головы склонены. Священник благословляет: колядовщиков - на работу, крестьян - на щедрые и счастливые празники. «Христос сия рождае!» - «Славимо его!».

Поздравление Коцюбинскому

Догоняем группу колядовщиков, которая именно возвращает к большому деревянному дому. Знакомимся. Мужчина в шляпе, украшенной пучком красочного птичьего пера, - вожак, по-местно - «береза». Иван Зеленчук - сельский председатель Криворивни, а еще певец, музыкант (скрипач) и этнограф. По нашей просьбе сопровождать колядовщиков, обращается к группе: «Что, ребята, позволим?» Те бойко кивают. Оказывается, они идут поздравлять (петь приветствие) к дому-музея писателя Михаила Коцюбинского. Поскольку хозяина нет, колядовщиков принимает сельский священник.

  Допоки ватага преодолевает несколько сотен метров к подворью, господин Зеленчук рассказывает: «Правдивая коляда начинается в Криворивни на Рождество, а в Сочельник селом ходят «вертепнички» - перевбирани малые дети-ангелики. То отныне и к Йордана (19 января) - время колядницкий».

И вот уже перед крыльцом, на котором стоит отец Иван Рибарук, играют трембиты, к ним приобщаются рога. Как только эти звуки начинают стихать, вступает скрипка. Почти одновременно с ней «береза» Зеленчук запевает. Его окружают колядовщики с колокольчиками и бартками в руках. Дзень-дзелень, две строки гуцульской говором выводит солист, дзень-дзелень, припев подхватывает группу, и так далее.

Колядка, как на городское ухо, звучит специфически. Пение длится целые 20 минут. Мужчины ритмично подбрасывают кверху бартки и будут приплясывать на месте. Каждое их движение сопровождает перекликается колокольчиков. Все вместе - скрипка, голоса, переливы колокольчиков, стон трембиты, сопровождаемые танцевальными движениями мужчин, - вичакловуе почти мистическую атмосферу.

Колядницке общество - отборно

Иван Зеленчук о своем селе рассказывает, как мифотворець. «Люди имеют судьбу, то и города и села имеют свою судьбу. Так и Криворивня: здесь бывало бага-а-ато знаменитых людей. Как отец Волянский сумел наладить связки с Франком, с тех пор сюда ехали писатели. Что-то себе такого искали и, вероятно, и находили. Игнат Хоткевич написал здесь свою «Каминную душу». Видите, там поток, где Марусяк встречался с попивной, - осуществляет вийт-колядовщик, полно игнорируя хронологию событий, миксуючи реальны персоны с литературными персонажами. - Вон там есть гражда, ту снимали кино «Тени забытых предков». А в Коцюбинского, где мы колядовали первое, отдыхали Леся Украинка, Ольга Кобилянска и Михаил Грушевский...».

Тем временем группа возвращает в улицу, которая ведет просто на гору. Нам объясняют, что уже аж теперь колядовщики отправляются в сельские жилища. «Есть традиция - коляду начинать от церкви, - объясняет «береза». - А наш храм - самый давний на все горы! Й’го перенесли сюда из-за рики1719 года. Здесь еще Довбуш со Звонкой встречались». Криворивня имеет восемь колядницких групп. Каждая ватага - на свой «угол» села или приселок. Приселков в Криворивни - больше десяти. В целом в селе свыше 800 дворов. От Рождества к Крещению колядовщики должны побывать во всех без исключения жилищах. Колядуют даже там, где хозяева не живут. «Чтобы добро не минуло дом и землю», - веско обосновывают мужчины.

  Колядують в селе поочередно. Еще за три месяца до Рождества крестьяне начинают записываться «на коляды» - составляют список жилищ. «Мы больше не годны, как три-четыре дому в день обойти», - объясняют ребята. Запопасти колядницкий группа именно 7 января считается очень почетной - крестьяне соревнуются за это между собой, как и за то, чтоб колядовщики были из их «фамилии». «Быть колядовщиком - тщеславно. Лишь кого-нибудь не берут, - говорит господин Зеленчук. - То есть отборное общество. Мужчины должны быть порядочные и хозяева добре. Парни - скромные и к работе ловкие. Чтобы в них немного был голос, чтобы не гутили, как медвидь. Чтобы были музикально задумчивы.». Если колядовщик злоязычничает или многовато угощается, его могут из группы попросить прочь. А это в селе считается большим позором.

При старших в колядницкий ватази «береза» и «виверця». «Виверця» - организатор-администратор: он собирает на репетиции и на коляду, следит за порядком, одеждой и соблюдением традиций. «Береза» отвечает за творческую часть. «Главная его обязанность - руководить в коляде, - объясняет сын «березы», колядовщик Иван Зеленчук-молодший. - «Береза» - это что-то такое, как режиссер».

Он у колядовщиков - наиболее уважаемый человек. Это - душа группы, руководитель всего действа. Он прослушивает и добирает колядовщиков, учит с ними голосовые партии и слова, сам знает наизусть к полсотне колядок и еще больше обычаев, начинает каждую колядку, ведет мелодии, в целом руководит действом. «Береза» определяет кому и что петь, сколько быть в гостях, меру еды и питья. Вместе с «виверцею» он присматривает за нравственностью подопечных. Ведь традиция велит им беречь духовную и телесную чистоту на протяжении всего времени коляды. «Мы и как празднику ношу носим, - объясняет господин Зеленчук. - Нам нельзя быть с женщиной, невольно самим просить женщину в танец. Аж когда розплясуемося в Йордан на реке и расцеловываем крест - тогда становимся так наравне, как все».

Колядования, убежденные в Криворивни, дело исключительно мужское. Женщины же на праздники должны дом «держать». Через то на Рождество поперед колядовщиков гостьи, а слишком женщины, по домам не ходят.

Славильные песни овцам и пчелам

Всходим из дороги и тропинкой поднимаемся к небольшому дому. Хозяева уже ожидают на крыльце. Женщина держит в руках деревянного креста, перевязанного клоком нитей. «То - повесмо, - говорит сестра хозяйки, - первые нити цегоричной пряжи». «Из шерсти?» - спрашиваем. «Из овец», - терпеливо объясняет она бестолковым гостям из города. Колядовщики изо всех сил дуют в рога и трембиты. Первую поздравительную колядку они поют на улице.

«Трембитают, как заходят в дом и уже как видходят, - шепотом рассказывает нам брат хозяина. - Трембита то у гуцулов, как мобильный телефон, чтобы знать, что произошло. Меледии для всего разные: горная долинная, похоронная или вот колядницка. Ее никогда не трембитают как лишь на коляды». «А колокольчики для чего?» «Но колокольчики мусс быть, - удивляется пересказчик. - Даже в песне колядницкий поется: «озьмимо из собов звонки, каждый мусит иметь, чтобы имели нам гости в шо деньги метать». «А почему ребята с топориками?» «Гуцул без бартки - то не гуцул», - немного пренебрежительно отвечает мужчина. «Гуцулы - то горечи ребята. То как без бартки?» Мы пожимаем плечами. «О, видите!» - мужчина значимо поднимает кверху указательный палец.

  Господиня всходит с крыльца до колядовщиков. Каждый из них крестится и целует распятие. Она благословляет ватагу и заворачивает крест в платок. «Виверци», который держит шкатулку (составляет заколядовани на церковь деньги), женщина протягивает купюру. Теперь гостей заводят к дому. Нас, ясное дело, не ожидали. Но учтиво приглашают. «То есть честь - иметь таких гостей!» - говорят радостно.

Столы накрыты «в горнице» - в гостиной, где семья обычно не живет, но принимает гостей и родственников на праздники. На тканых скатертинах-«обрусах» изложены насыщения и напитки. Много сыру - россыпью, грудками, плястерками (пластинками), кавальчиками (большими кусками). Разное мясо, салати, картошка сусидують с горами сладостей и огромными тарелками сладкого черничного киселя. Колядовщики умащиваются в ряд за самым длинным столом поперек комнаты. Гости садятся по оба бока от них. Трапеза начинается молитвой, которую говорит «береза» Зеленчук. Дальше - пение. Бартки прислонены к скамьям, колокольчики молчат. Здесь хозяева - скрипка и голос. Сначала раздается традиционная «Залечивай, дай вам Боже.». Потом - рождественская колядка к хозяину, отдельно - к хозяйке. А также к хозяйству - к маржини (скота), к пасеке, к огороду. После этого колядуют к сыновьям и к родственникам, которые есть в доме. Все благодарят в шкатулку. Перерывы между пением совсем небольшие, колядки - от 20 до 40 минут каждая. Незаметно сбегает почти четыре часа. Голос «березы» становится едва надтреснутым. Еще не пели поздравительной разве коту, который почтенно разлегся на лаве между гостями. Последняя колядка - «В злотые»: все, что есть в доме, по очереди перечисляется и дополняется припевом «Сам господин в злотые и его челидочка в злотые». Сбегает еще час. Опять молитва, колядовщики благодарят хозяев и трубят отходную.

Им нужно идти дальше, еще выше, туда, где мигает огонек следующего жилища. Там на крыльце колядовщиков уже выглядят. Мы же возвращаемся вниз, к дороге. Под хруст тонкого льда, лай псов и отголосок трембит, шум реки и далекий, уже знакомый нам зрел, прощаемся из Криворивнею. «Гой-дай-бо-же» затягиваем хором, и наше замерзшее авто, громко чмихаючи, выкатывается на путь в предгорье.



[11-01-16][Все для туристів]
станіславської пожежі (0)

[09-09-19][Відпочинок]
Буковель 2009. (0)
[09-08-31][Відпочинок і поради]
Метро як об'єкт поклоніння (0)
[09-09-19][Відпочинок за кордоном.]
Йорданія, Джераш (0)


Категорія: Все для туристов | Переглядів: 1999 | Додав: vechervkarpatah | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *: