|
---|
Котедж "Карпатська тиша"
Відпочинок у Яремче
0977739122 - Любов 0665020962
|
|
Вечер в Карпатах
Головна » 2010 » Березень » 19 » 1000 километров по Западной Украине
14:40 1000 километров по Западной Украине |
1000 километров по Западной Украине
Электричка Львов-Мукачево вывезла нас за пределы Львова в семь утра. Договориться о скидках для двух бродяг с велосипедами, что «идут недалеко», не составило большого труда. Минуя Славское и Лавочное, электричка довезла нас до станции Бескид. Здесь Карпаты стали ощутимыми на взгляд и на ощупь.
На Закарпатье
На перевал Бескид выбирались пешком. Тропа пошла слева от станции - последней в Львовской области, за которой начинается некороткий тоннель в Закарпатье. К вырубленной полосы на старой польско-чешской границе доштовхалы роверы тропинке через четверть часа, далее - вниз. Поэтому катимся, тестируем тормоза. В село Верхний Студеный буквально несколько излучин по склону.
Чуть позже была горная долина-позвоночник Боржава. Стройная, пышная, привлекательна. В районе села Изки просматривалась ее юго-восточная часть, вершины Гимба, Магура-жиде, Граб и другие. Боржава - популярный объект у туристов. Они
часто пересказывают друг другу истории о построении теперь уже
разрушенных военных радаров на самой высокой вершине кряжа - Стой (1681
метр). А еще на этом массиве находится наверное самый известный в Карпатах водопад Шипит. Ежегодно
на Ивана Купала сюда съезжаются люди с собственной неординарной
жизненной философией и дают себе «диху» - кто как хочет. У каждого для достижения нирваны есть свой рецепт ... Преодолев затяжной перевал между райцентром Межгорье и селом Синевир, двигаемся в сторону села Колочава. Славу
ему принесли «лесные хлопцы», местные робингуды, которые поочередно не
покорялись то одной, то другой власти во время исторических перипетий
первой половины XX века. Наиболее
известными среди них были Николай Шугай и его брат Юра, о которых писал
чех Иван Ольбрахт, и по сценарию которого еще в межвоенные годы сняли
ленту «Маричка-невирниця». Чешские туристы сейчас часто наведываются в эти края.
Немного чешской и румынской
«Агой, недь бом-бом?» - Эту сначала непонятную фразу мы неоднократно слышали по дороге. Таким образом местные дети, приветствуя почти по-чешски, просят конфеты. Стоит захватить с собой горсть, поскольку трудно отказывать круглым глазки, что провожают туристов селами. Здесь над вами будут висеть симпатичные массивы Негровец, Стримба. Колочава вместе со своим интересным прошлым - удобный район для пешеходных маршрутов. Мы же отправились на перевал Прислоп.
Дорога вниз - классическое карпатском бездорожье. Путь и река - два в одном. Карта-километровка киевской военно-картографической фабрики на этом участке врал немилосердно. Нахлептались экстрима. Встрягалы в болото, мылись и ехали дальше.
В селе Калины - очередной перевал. Здесь часто слышать румынский. Сигареты «барского» класса местные мужики просили не так часто, как это было с бом-бомамы. Однако вопрос, бывало, дублировались на двух языках. Один из аккуратных здешних мужчин хвастался, что прилично зарабатывает на евроремонт уже в первом селах Румынии. С его села до работы - 15 километров. Ну, почти как с Сихова в центр для львовян.
Дорога мимо Тису в Рахов со многими подъемами-спусками, казалось, не набирала высоты. И дополнительная аттракция для туриста - взглянуть на другую страну. Была ли Румыния близка, будучи на расстоянии руки? Для работников - возможно. А
вот наш турист пока мало знает о румынский Роднянский хребет близ
городка Борша с тамошними Петросулом (2303 метров) и Инеу (2272
метров), расположенных в каких-то 50 километрах от украинского
Делового. Слишком близко, чтобы не наведываться к соседям. Но
пока имеем эхо слов из песни «Пиккардийской терции»: «Я остановился на
берегу большой реки ... не преодолеть мне глубокой воды ...».
«Пятнадцати» маршруту
Говерла остается значительно более посещаемой (по известным всем причинам) по сравнению с соседним Петросом. Между тем маршрут № 15 через этот двухтысячнику хорошо промаркирован. Тянется он от Квасов. Велосипеды оставили в селе. Погода была отличной, а подъем по западному найпологишому склона горы относительно простым. Речь не шла - биглося!
На горе - тишина и покой. Группа туристов, вышедшая за нами, довольно быстро направилась в сторону Говерлы. Мы снова остались сами с собой. Медитировали. Фотографировали. Мечтали. Жевали спрессованную между кариматами и подтопленных солнцем «чоколяда», прибережену именно на вершину. Такая традиция.
Дальше - в сторону Говерлы. Стремительный спуск, и теперь уже траверсом позвоночника назад в Квасы. На дороге случилась хатка-екопункт, где примистилися двое одесских студентов. В помещении тепло, греет печка, варится чай. Нынешние хозяева рассказывают, что в этой хате не впервые. Кайфуют, созерцая ближние вершины. Вылезать из временного жилья не спешат. Самодостаточно существуют на выбранной территории с чудесной панорамой вокруг. Навиду - ручка и блокнот, куда заносятся строки чего-то, подозреваю, весьма лирического.
Гуцулия
«Червона рута» довезла нас с Квасов в Ворохту. Там опять сели на велосипеды и покрутили в сторону Кривопильського перевала. Подъем был нелегким. Несколько километров пришлось толкать велосипеды вверх. Катиться вниз - занятие куда приятнее. Показатели километров на трассе менялись с автомобильной скоростью, ветер освижав на все сто.
Дежа вю пришло к вечеру того же дня. То есть - следующий в сторону Косово Буковецкий перевал. Подобный затяжной подъем, такой же приятный ветер на спуске. И разбита дорога. «По Рыбнице несло вырванные деревья, амбары, сено», - так местные жители рассказывают о недавней наводнение в этом районе.
Что же было между двумя перевалами? Не дайте себе проехать на ветру вниз мимо Ильцы, Верховине и Криворивню. Тормозите, взор, вдыхайте атмосферу. Почему сюда свое время приехал Сергей Параджанов, и почему так комфортно чувствовал себя здесь Иван Миколайчук? Рай на земле, но это уже скорее из разряда эмоций, а не трезвая оценка. Криворивня в историко-музейном плане не ограничивается знаменитым фильмом «Тени забытых предков». Здесь часто бывал Иван Франко, много других классиков нашей литературы. Его музей, который расположен у дороги, стоит внимания каждого туриста. Каменщик возвращался в эти края на летние творческие каникулы, для отдыха, рекреации, вдохновения.
Исторические стены
После Гуцульщины еще были Буковина и Подолье. Для впечатлений, осмотра и приключений. Но переезд в Черновцы выдался довольно серым. Стать на ночлег с палаткой вблизи города не удалось. Зеленые массивы на карте к западу от Черновцов не означали леса, воды, дров, спокойствия и затишья. Близость сел, достаточно людном дорога, нехватка чистой воды, поросший кустарником правый берег Прута. Решили ехать дальше и до областного центра добрались к вечеру. За нами ходили слова из колыбельной «где будем ночевать?" Этот вопрос решили с помощью железной дороги.
Дизель-поезд тянулся в сторону Молдовы. Последний вечерний рейс из Черновцов. В село с вкусным названием Мамалыга. Отсюда ближе в Хотин. Это было аргументом номер два. Аргументом номер один было гипотетическое место для ночевки. А деревянные лавки в вагоне оказались достаточно комфортными. Ночь в классе «почти-плацкарт» стала исключительно усыпляющий. Местное ЧМЭЗ 2343 таскал нас по всем путям конечной станции. Розформовував, переформовував, доформовував. Нам снились чужие края, дешевое вино и симпатичные молдаванки ...
Хотин
«Один из древнейших и основных оборонных пунктов Приднестровья», - это из путеводителя. Многие истории, много легенд и довольно много гидов, которые водят туристов. В крепости проводится реконструкция. На стены пускают не всех, поэтому и пришлось применять дипломатию и убедительные слова типа «пресса». Местный дядя Степа стал нашим проводником, а мы - заядлыми слушателями и ценителями.
Переехав мост через Днестр, попали на Хмельнитчину. На маршруте оставался лишь один пункт программы, но он был настоящим апогеем путешествия. Каменец-Подольский. Еще одна крепость со старым городом на острове, который своими каньонами создала река Смотрич. Вместе
с Старой крепостью все справочники советуют побывать на Польском и
Армянском рынках, посетить Кафедральный и Тринитарский костелы, массу
других объектов.
На мосту «Лань Бегущий человек» можно соблазниться на свободный полет к реке с привязанным к ногам жгутом. Банджи-джампинг
- удовольствие не из дешевых (200 гривен - ред), однако желающие, как
говорят организаторы прыжков, всегда находятся. Хватает и зрителей.
Нам не хватало дня, который уже проходил. Для
неспешного «докинцяпоглинання» города, впечатления от которого
невозможно поместить в одном-двух абзацах, решили вернуться еще и
завтра, автобусом, без велосипедов. А сейчас - в Дунаевцы, за 34 километрах от Каменца, где нас ждала семья и столь необходимый после скитаний отдых.
Возврат
На обратной пытались считать каждый километр. Дорога некоротка, график отбора жесткий, а времени - лишь полсуток. Легкий екстримчик, оказалось, можно найти и на ровном месте. Станция Волковке Юго-Западной железной дороги находится на десяток километров западнее вокзала в Хмельницком. По картой - кусок грунтовки, потом асфальт и трасса на Волочиск. Грунтовки было на 500 метров, но этого хватило. | | | | | |