Пройдя немного по тропинке по склону горы, мы спустились к реке и действительно увидели остатки дороги. Но понять, что здесь некогда была дорога, возможно только с помощью карты - настолько все заросло. Местами приходилось перелезать через нашествия бревен и камней.
Горными вершинами: Карпаты 2005 - 5
По забытой людьми дороге
Дорога пролегала над самой рекой, поэтому после многочисленных паводков вода во многих местах сильно ее повредило. Часто приходилось прыгать по камням, что лежало в воде. Не раз обходили особенно размыты места сверху. Находить лучший путь помогала еле заметная тропинка с не очень давними следами чьих сапог.
Иногда приходилось вылезать особенно высоко. В некоторых местах над водой нависали вертикальные каменные скалы. И, чем дальше мы шли, тем чаще приходилось удаляться от реки. Попытка перехода по воде оказалась не очень успешной. Поэтому не оставалось другого выхода, как карабкаться наклонными склонами.
Учитывая все это, мы двигались значительно медленнее, чем над Черной Тисой. А солнце неумолимо клонилось к закату. Останавливаться же здесь на ночлег было невозможно, поэтому мы спешили дойти до места, где на карте значилось угодья.
И мы таки дошли до него, но нашли только жалкие обломки деревянных стен, разбросанных одним из паводков. А вокруг все заросло и всюду было набросано нанесенных деревянных бревен. Пришлось идти дальше.
К счастью, после очередной притока путь отошел от воды и стал похожим на дорогу, хотя и густо заросшее кустарниками. Поднявшись немного, нашли прекрасную поляну, где и заночевали.
На ней было полно полевых цветов, между которыми летал множество насекомых. Ниже неподалеку шумела между камнями вода горной реки. А вокруг - бескрайние сосновые леса. И никакого мобильной связи. Пожалуй впервые за весь поход мы зашли в такое глухое место.
Расцвеченная поляна
13 июля 2005, среда
Утром я разведал продолжение дороги и убедился, что вчерашнее испытание на повторится. Дорога раз пересечет реку, а потом подниматься отдельно.
Погода была солнечная. Создавалось впечатление, что с каждым днем она становится все лучше. Давно забылись дожди, а облака поднялись выше и рассеялись.
Утренние дела прошли, как всегда и мы отправились в путь. Просматривая в памяти прошлые дни, я вспомнил, что многочисленные переправы через реки остались незафиксированными на пленке моего фотоаппарата. Утренняя переправа
должна была стать последней на нашем пути, поэтому я решил воспользоваться этим.
Перебежав по камням на противоположный берег, я отошел в сторону и достал свой фотоаппарат. Дима именно подошел к воде, Андрей стал за ним. Дмитрий поднял голову и, увидев, что я собираюсь сделать, предостерег:
- Только не фотографируй, как я падаю.
В следующий момент он сделал несколько шагов и, поскользнувшись, торчком полетел в воду. От неожиданного осуществления пророчества я растерялся и не нажал на кнопку фотоаппарата. Между тем Дима с красным, как свекла, лицом вылез из воды на берег, а Андрей перешел без приключений.
Дмитрий озвучил краткий монолог и мы пошли дальше. Несмотря на больший угол подъема, чем вечером, мы двигались быстрее и очень скоро вышли из леса.
Свидовец
Когда мы вышли на открытую местность, перед нами открылся широкий вид. Впереди вздымались лысые склоны отрогов Свидовецкого позвоночника. Местами на них белели клочья снега, оставшегося здесь, наверное, еще с зимы. А, оглядываясь назад, мы видели стадо гор, тянулись куда-то за горизонт.
Скоро пришли к деревянному домику, над которым поднимался столб дыма. Неподалеку серели сооружения сараев. Итак, безлюдная участок пути закончилась.
Дорога стала даже лучше. Следовательно, скорее всего, пастухи пользовались ею, а не той, которой мы пришли.
Фото в горах на фоне гор
С гор стекали многочисленные ручейки. На склонах паслась различный скот. И оказалось, что появилась мобильная связь.
Через некоторое время подъем усилился, но потом мы вышли на последнюю равнинную участок. Долину дугой огибал гребень хребта, а посередине гигантского амфитеатра раздался горное озеро. Его поело несколько источников и скоплений снега на северных склонах.
Озеро имело вытянутую форму - примерно сто на двести метров. Под прозрачной синеватой водой было видно, как дно стремительно уходит на глубину. Именно это озеро давало начало реке, возле которой мы сегодня ночевали.
Снег в июле
После купания и фотографирования пошли на последний участок подъема. Склоны были поросшие только травой, поэтому мы двигались направления, потому что дорога крутилась серпантином.
Под конец подъема встретили туристическую группу. Впервые за несколько дней мы увидели своих коллег по путешествиям. Позже окажется, что Свидовец прямо-таки кишит туристами.
Отклонившись вправо от других, я взобрался на гору Трояска. Стоя на вершине, можно было видеть, как позвоночник простирался дальше в обе стороны. И, что самое интересное, по нему пролегала хорошая грунтовая дорога. Вместе с тем Свидовец являлся представителем главной гряды Украинских Карпат, что дальше продолжалась в двухтысячников Черногоры с Говерлой во главе.
Рассмотрев пейзаж, я спустился по хребту к ребятам и дальше мы вместе направились по дороге в направлении высочайшей вершины Свидовця - горы Близнецы.
Дорога была хорошо наезженная, поэтому ничто не ограничивало нашей скорости. О том, что здесь возможно движение транспорта свидетельствовала грузовик с Усть-Чорницького заповедника, стоявшей у дороги.
Склоны хребта были безлесым и во многих местах на них пасли овец и другой скот. Возможно, именно поэтому издалека на идеально монотонных зеленых травяных лугах виднелись горизонтальные полосы, как от газонокосилки.
Свидовецкий позвоночник
Все вершины на хребте казались настолько похожими между собой, что это начинало надоедать. Также однообразной была и панорама. Через некоторое время слева мы узнали горы, где побывали раньше. На переднем плане темнела Черная Клива, а на горизонте серели каменные россыпи Горганы. Один за другим пролегло два хребта: первый - с Ведмежик и Довбушанка, и второй - с малым Горганам, синяков и Хомяком. На этот раз мы побывали лишь на первом.
Вскоре дорога начала спускаться слева, а на продолжение Свидовця отделилась пешеходная тропа. Сразу после развилки путь пополз круто вверх, поэтому после подъема мы остановились и решили пообедать.
В этом месте особенно отчетливо проявлялась неравномерность склонов. Если южные оставались пологими, то северные превращались чуть ли не на скале. Именно с их стороны внизу расположились природные амфитеатры с озерцами, подобными тому, у которого мы были утром.
Нам же не удалось спокойно поесть. Сначала поднялся холодный ветер, под порывы которого мы попали еще когда вылезли на позвоночник. Затем припленталися две собаки, охранявшие стада неподалеку и голодными взглядами пожирали наши небольшие закуски. В завершение появился мотоциклист, который со страшным ревом гонял своего металлического коня по вершинам хребта.
К Близницы оставалось немного. Поев, мы вылезли на очередную вершину и увидели нашу цель совсем рядом. Спустившись и поднявшись, оказались у триангулятора. Пока мы наслаждались видом, к вершине добрались еще двое, судя по разговору - поляки.
Я решил сделать так, чтобы на моей фотопленке появилась хотя бы одна фотография, где бы мы были все вместе. Поэтому я попросил одного из пришельцев снять нас и, протянув фотоаппарат, добавил:
- Только сделайте так, чтобы было видно Говерлу.
Поскольку имена разных языках звучат одинаково, он понял меня, хотя, возможно, и не знал украинский.
Дима залез на металлическую конструкцию триангулятора, а мы с Андреем примостились по бокам.
Мы на вершине Близницы. А вдали - Говерла и Петрос
Отсюда и вправду довольно четко видно Говерлу в Петрос, а также, несколько хуже, остальные вершин черногорка с горой Поп Иван на краю.
После Близницы мы поднялись еще на одну вершину, а после нее до самого конца шли только на спуск.
Довольно долго дорога вела открытой местностью. Несколько раз встречались каменные холмы, как на Ведмежик. На одной из них содержалась табличка о трагической гибели туристической группы зимой много лет назад. Это сейчас здесь легко ходится, а зимой в метель ничего не видно и снега много.
Через некоторое время вошли в лес. Вдоль тропы потянулись длинные ряды черники. Сначала видели только зеленые ягоды, но, спустившись ниже, поели спелых.
Спуск к Квасов
Дорогой искали место для ночлега. Но склоны были такими стремительными, что ровного места не находили, а если и случалось нечто подобное, то неизвестно, куда ходить за водой.
Финиш в Квасах
Так спускаясь, мы внезапно оказались возле села Квасы. Пройдя по границе между угодьями и лесом, дошли до небольшого садика с горизонтальными террасами. На одной из них поставили нашу палатку. Пока я с Андреем возился с ужином, Дима сходил на железнодорожную станцию, чтобы узнать время отправления поезда.
Огонь разожгли уже затемно, ведь это место нашли поздно. Внизу горели огоньки сельских домов, а вокруг царила тьма. Последнюю ночь мы провели так близко к населенному пункту, как никогда раньше.
14 июля 2005, четверг
Утром нас разбудил будильник. Чтобы не опоздать на поезд, пришлось проснуться раньше обычного. Мы наскоро собрались и, даже не позавтракав, вышли в путь.
Побродив немного живописными сельскими окрестностями, мы вышли на автотрассу, соединявшей Яремче и Рахов - два курорты горные городка. Параллельно ей пролегала железнодорожная колея.
Мы перешли реку Тису и, пройдя несколько поворотов, оказались у минерального источника. К тому же его вода была газированной. Жаль только, что эта ее свойство сохранялась недолго.
Источник содержалось под насыпью железной дороги, поэтому, набрав воды, мы вылезли на него и направились к станции железнодорожной колеей. Когда прошли металлический мост через бурную реку, то увидели, что наш поезд уже подъезжает к станции с другой стороны. Краткая пробежка помогла не опоздать на него.
Мы сели в дизель-поезд и поехали в Ивано-Франковск. На пути не раз углублялись в туннеле или пролетали строй шумными горными потоками. За окном кружились разные горы. Среди них даже было видно наивысшую вершину Украинских Карпат - гору Говерлу. Постепенно горный пейзаж начал меняться: горы уменьшились и отступили, пока не исчезли совсем.
Приехали в Ивано-Франковск, где в огромных очередях взяли билеты на поезд в Киев, куда приехали утром следующего дня. На этом и закончился наш туристический поход.